Методика анализа матчей CS:GO от кибераналитиков Bethub
Вашему вниманию вводная статья нашего кибераналитика по CS:GO, в которой он поделится с вами своей методикой анализа событий на это киберспортивное направление.
Множество людей ставят на CS:GO и множество из них не обдумывают даже частично свои ставки. Большинство из них просто заходят в группы с прогнозами, аналитикой и по ним проставляют. Другая часть банально выражает симпатию к какой-то одной команде из двух, либо же какому-то конкретному игроку. Просматривают последние результаты, личные встречи между командами или же вообще читают чат на сайтах со ставками, что является делом не слишком-то прибыльным.
Так давайте разберемся, как же стоит подходить к анализу матчей CS:GO. Я хочу поделиться с вами некоторыми методами. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна.
Кое-что важное я уже давно понял, занимаясь кибераналитикой. Самое главное – это опыт и количество информации аналитика. Потому что можно качественно проанализировать сегодняшний первый матч на определенном турнире, но если ты не будешь знать, что эта команда проигрывает 4 из 5 первых матчей на LAN-турнирах кому попало, можно считать что ты ничего не знаешь. Подобных тенденций на сцене CS:GO очень много. Например, какая-то команда отлично выступает весь сезон, а на мейджоре всегда отлетает. Множество игроков и команд отлично играют в онлайне, а на LAN-турнирах – ужасно, и наоборот. И это все очень важно знать. Очень важно также пристально наблюдать за каждым большим турниром. Хоть это и игра, и весьма рандомная, но очень часто в ней можно узреть важные закономерности.
А теперь предоставлю вам свой стандартный метод анализа матчей:
- Захожу к игрокам в их Steam-профили и проверяю количество наигранных часов за последние 14 дней, что является очень полезным показателем.
Однако сейчас вам может показать часы только 2-3 из 10 открытых профилей, это нововведение Steam’a, произошедшее минувшим летом. Раньше было удобнее, когда показывало часы абсолютно всех открытых профилей. Было очень профитно увидеть, когда все игроки одной команды имели около 120 наигранных часов, что показывало очень высокий уровень тренировок, либо же вообще скрытый буткемп (когда-то таких было много). А у игроков противоположной команды в тот же момент было стандартное количество часов – около 50-60. Конечно же, это никогда не было ключевым показателем в выборе фаворита на матч, но если между собой играли две равные команды, то показатель часов играл действительно важную роль в анализе матча. Хотя, надо признать, что есть множество игроков, которые тренируются в два-три раза меньше, чем остальные, и могут даже не разминаться перед официальными играми, а в результате отыгрывают лучше остальных 9 игроков на сервере. Но, это, скорее, исключения. Несколько подобных персон, которые сразу пришли в голову: KRIMZ, Skadoodle, NBK.
- Проверка социальных сетей.
Это многим всегда казалось забавным, но лично я на протяжении многих лет этим занимаюсь при анализе встречи. Очень часто можно увидеть там посты с буткемпами тех или иных команд, которые не делали громких заявлений в интервью либо же HLTV, но постили фото или какую-то информацию. Кроме того, часто можно узнать о болезни какого-то игрока, проблемах помимо игры, кто-то и вовсе рассказывает о прошедших играх и что-то вроде этого. Соц. сети – это невероятный кладезь информации. Основная из которых – это Twitter.
Раньше была такая закономерность, что, например, бразильские, польские, немецкие игроки вели страницы исключительно в Facebook и только на своих родных языках, благо в этой соц. сети всегда был встроенный переводчик. Ну и, конечно, нужно сказать об СНГ-игроках, которые до сих пор ведут только VK-группы. За последние несколько лет невероятно популярным среди CS:GО-игроков стал и Instagram, который теперь ведут почти все. Отличительной чертой этой соц. сети, как все мы знаем, являются сторис (хоть они уже есть и в других-соц. сетях, здесь они наиболее популярны), в которых часто можно увидеть фрагменты прямиком из проходящих турниров, и выудить для себя немного важной инфы.
- Анализ последних результатов команд.
Все, кто хотя бы раз ставили на CS:GO понимают, что речь идет о сайте-монополисте – HLTV. Монополия в современном мире – штука весьма губительная в любом деле, поскольку при отсутствии конкуренции, отсутствует прогресс и любое развитие. Но, к счастью, в нашем случае это не проблема, поскольку сайт существует не один десяток лет и на протяжении всего этого времени им пользуются все, кто следит за профессиональной сценой CS:GO и непосредственно сами профессионалы.
На сайте можно как посмотреть все последние результаты определенной команды, так и углубиться в детальную статистику каждого матча, каждого игрока. Например, отследить у какого игрока спад формы в последних матчах и он может выпасть в следующей игре, либо же игрока, который всегда выпадает на LAN-турнирах и прочее.
Что я чекаю на HLTV при анализе игр?
- Последние результаты и форма оппонента – первым делом изучаю именно этот критерий. Вообразим команду FlipSid3. Против кого они играли, на каком турнире, какая форма была у их оппонентов и насколько им были важны эти матчи. Например, если FlipSid3 вчера проиграли команде Х, которая считается слабее во всех отношениях, у этой команды Х может быть буст формы. Другими словами, команда Х на кураже и способна обыгрывать команды изначально превосходящие ее в скиле. Но во встрече с другим оппонентом, которую мы и анализируем, команду FlipSid3 не стоит сразу же зарывать, что можно ошибочно сделать, увидев проигрыш в строке последних результатов. Похожая ситуация может возникнуть, если, например сегодня FlipSid3 обыграли Astralis на мало престижном турнире, тогда как Astralis только вчера прилетели домой из Китая, выиграв там мейджор. БОльшая часть “ставочников”, которых я в таких случаях люблю называть “хомячками”, будут ставить именно на FlipSid3 в завтрашнем равном матче из-за вчерашней победы над богоподобными Astralis. Так что очень важно “чекать” все детали, дабы не пропустить важный элемент, из-за которого ваша ставка станет необъективной.
Также, проверяя последние результаты, можно посмотреть, не выпадал ли кто-то из игроков команды в нескольких последних матчах, то есть, нет ли у какого-то конкретного игрока спада формы, который может повлиять на исход матча. Особенно это касается команд в которых существуют “ключевые игроки”, от которых зависит многое в матче, например s1mpl’a в NaVi, XANTARES’a в старых SpaceSoldiers и т.д.
- Важность турнира. С какой ответственностью команда подойдет к определенному матчу — это также очень важно. На этот показатель влияет количество текущих турниров у команды (в основном это касается онлайн-турниров) и также будущих LAN-турниров. Например, команды высокого уровня (те, кто входят в ТОП-30 рейтинга HLTV) не будут нормально выкладываться на каких-то “онлайн-туриках”. Потому что для таких команд важнее квалификации на LAN-турниры. Хотя, есть много подобных команд, которые всегда не против побороться за денюжку и в онлайне. Ну и, конечно же, есть множество команд, которые участвуют только в “онлайн-туриках”, и их шансы пробиться на какой-то даже средний LAN-турнир минимальны.
Есть еще квалификации на различные турниры, которые довольно часто проходят даже в формате Open Qualifier, что означает, что поучаствовать в них можете даже вы. В основном, те команды, которые в открытых квалификациях доходят далеко, будут потеть до конца турнира. Поэтому, на квалификации по-своему хорошо ставить, если вы уже хорошо разбираетесь в командах и всей этой движухе. В квалификациях шанс того, что выбранная вами команда будет потеть, гораздо больше, чем на других турнирах. Хотя, кстати, в 2018 году появилась тенденция, когда статусные команды инвайтят прямо в плей-офф квалификации, где они либо убивают команды с открытых квалификаций, либо же ломаются перед бустом формы, которую они набрали в течении квалификации. Так вот, эти команды, которых инвайтят сразу же в плей-офф часто попросту сливаются из-за недостаточной мотивации в данном турнире.
Кроме того, в последние несколько лет появилась тенденция, что топовые команды все чаще отказываются от того или иного турнира из-за своего плотного графика. Некоторые команды к этому уже отлично приспособились, а большинство отказываются официально, но на многих турнирах они уже не смогут отказаться по условиям контракта. Так что, иногда команды приезжают на определенный турнир либо слишком уставшие, ибо это для них, условно говоря, третий турнир подряд, либо вообще без подготовки, без должного уровня мотивации. Подобных ситуаций в 2018 году было сверх много, так что очень важно мониторить и понимать, когда такие вещи могут случиться.
* Также команды, которые участвуют на больших LAN-турнирах, но при этом понимают, что там их шансы на победу минимальны, будут потеть на LAN-турнирах поскромнее. Или же, например, команде предстоит последний турнир в сезоне, на протяжении которого они не показали ничего стоящего. В таком случае, вероятность того, что на данном конкретном турнире они покажут достойный результат, повышается. Существует еще много подобных примеров, в которых на первый взгляд нет ничего особенного, но на самом деле именно они очень часто и решают исход матча, а мы упускаем их из виду.
- Есть еще один важный критерий – Важность матча. На этот критерий влияют такие вещи как: турнирная сетка и/или положение в группе. На простом примере объясню банальные вещи, на которые опять-таки далеко не все обращают внимания при анализе ставок.
Пример 1. Если FaZe на большом LAN-турнире будут в группе с Bravado, Tricked, 5POWER, то они вовсе не будут переживать за исход первого матча в группе, ибо, даже проиграв его, у них все равно останутся почти сто процентные шансы на выход из группы.
Пример 2. Если Natus Vincere будут играть в верхней сетке на турнире с системой double-elimination (где присутствует еще нижняя сетка), против подобных команд, представленных в первом примере, им тоже можно спокойно проигрывать первый матч, при этом шансы на плей-офф турнира по-прежнему будут высоки.
- Маппул команд. Если еще остается энергия, и особенно время после предыдущих пунктов, стоит еще проанализировать этот критерий. В некоторых случаях это может не забрать много времени и усилий, а может создать целые задачи повышенной сложности, в которых приходится даже угадывать. Возьмем опять банальный пример для быстрого объяснения.
Матч NaVi vs MIBR. Обе команды на протяжении всего своего существования имеют пермабаны, у NaVi это Cache, а у MIBR — Nuke. После этого, дело остается за малым, ибо нужно разобраться, что команды будут делать с оставшимися 5 картами. Можно быстро пробежаться по последним матчам, особенно по матчам на LAN-турнирах, ибо там команды к маппулу подходят гораздо строже, чем в онлайн-матчах. И легко увидеть, какие карты команды себе пикали в основном и какие банили. Ну и, конечно же, важно сравнивать одинаковые пики у команд. Если обе из них пикают mirage, то нужно примерно определить, кто же из команд играет его лучше по последним результатам. В общем, если заняться анализом маппулов команд, то можно иметь очень хороший винрейт ваших ставок за счет одного лишь этого пункта.
Еще хочу отметить одну ошибку, которую часто допускают в анализе. Частенько на различных стримах всякие комментаторы, которые считают, что отлично разбираются в игре и также различные “аналитики” попросту открывают статистику команд по картам, где показывается общий процент побед на карте. Это все далеко не так показательно, как презентуется данными персонами. Потому что, например Т4+ команда может иметь 38% побед и много из этих матчей сыграть с командам Т2-Т3, и при этом проигрывать им с неплохой борьбой. А в это же время, их оппонент будет выигрывать команды гораздо слабее, и иметь винрейт в 73%, например. Это будет ошибочное мнение о скиле команды.
Итог. Аналитики существуют для того, чтобы объективно подавать проанализированную информацию. Но при этом, даже отличный аналитик может подавать не совсем объективную информацию, опять же из-за своего опыта или из-за своих предпочтений. Пробуйте анализировать матчи на CS:GO сами, по представленной выше методике. Но в то же время помните, что дискуссия ведет к прогрессу и совокупление множества мнений ведет к правильному исходу.
Автор: Петр Лавренюк